22 сентября 2017 года, в день памяти и 80-летия мученической кончины священномученика Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского, в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе было совершено торжественное соборное богослужение и проведены мероприятия, посвященные священномученику.

Священномученик архиепископ Захария долгое время совершал пастырское служение в Новочеркасске, во время нарастающих гонений на Церковь в 1923 году был призван к архиерейскому служению, которое совершал в наитруднейших условиях на Дону. Впоследствии возглавлял Воронежскую кафедру. Несколько раз был в ссылках и заключении. Являлся одним из архиереев Соловецкого епископата. 21 сентября 1937 года по приговору тройки НКВД был расстрелян в одном из лагерей в Казахстане. Божественную литургию совершил благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский в сослужении настоятеля Патриаршего Вознесенского собора игумена Филарета (Авдюшкина), епархиального древлехранителя иеромонаха Гавриила (Звягинцева), духовенства Новочеркасского благочиния.

В этот день благочинный приветствовал штатного клирика Александро-Невского храма г. Новочеркасска иерея Александра Резникова с наступающим 40-летием, пожелав священнику крепости и сил, неоскудевающей помощи Божией в служении на благо Матери-Церкви и вручив памятный подарок от братии Новочеркасского благочиния.

По окончании богослужения в Усыпальнице собора была открыта экспозиция - мемориальный кабинет и выставка, посвященная священномученику Захарии. Мемориальный кабинет и экспозиция передают быт архипастыря, воссоздают историческую обстановку его времени. На стендах представлены документы, отражающие служение и исповедничество архипастыря в годы большевистского террора.

Представляя экспозицию, со словом к собравшимся обратился благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский: "Прославление в лике святых Церкви новомучеников и исповедников, явивших собою ни с чем несравнимый нравственный подвиг христиан, подлинную действенную любовь и верность Христу, заставляет нас задуматься какими они были в жизни, какими должны стать мы, подражая им сегодня, в XXI столетии? Уместно ли нам, восхищаясь их подвигом, оставаться другими, находя себе оправдания и мудрствуя по реалиям века сего? Известнейший ученый, ревностный монах, архиерей-исповедник митрополит Мануил (Лемешевский), находившийся вместе с ним на Соловках, привел такую характеристику архиепископа Захарии: «Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшённый суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить». Такими должны быть все мы: епископы, священники, монахи, миряне", - отметил в своем слове благочинный.

После открытия экспозиции была проведена презентация книги Олега Буданова "Священномученик Захария (Лобов)". Автор провел большую научную работу по исследованию жизни владыки-мученика, с особой любовью систематизировал все существующие о нем документы, представил полный биографический материал жизни святителя.

На торжественном мероприятии присутствовали управляющий делами Администрации г. Новочеркасска Андрей Демченко, главный архитектор города Ольга Грицай, директор Департамента довузовской подготовки и молодежной политики ЮРГПУ (НПИ) Евгений Журченко, председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков, студенты первого на юге России ВУЗа, студенты Донской духовной семинарии, представители городской общественности, СМИ.

В ближайшее время для всех учащихся воскресных школ города и широкого круга горожан будет проведена экскурсия для ознакомления с личностью священномученика Захарии и знакомства с его духовным наследием.

 

* * *

 

Архиепископ Захария (в миру Захар Петрович Лобов; 23 марта 1865, село Петровка, Воронежская губерния - 21 сентября 1937, Казахстан) - епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Воронежский и Задонский.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника Петра Прокофьевича Лобова, не принадлежавшего к дворянскому сословию. С детства любил православное богослужение и выбрал для себя путь церковного служения.

Поступил в Павловское духовное училище. Окончил II Тамбовское духовное училище (1882) и 4 курса Тамбовской духовной семинарии в 1886 году, 5-6 курс в Новочеркасской духовной семинарии в 1888 году.

Священник

В сентябре 1888 года священник Захария Лобов был назначен клириком Новочеркасского кафедрального собора. Здесь он прослужил много лет, пользуясь большой любовью и уважением духовенства и прихожан. За пастырские труды и успешную административную деятельность отец Захария удостоился сана протоиерея.

С 25 июня 1903 года назначен ключарём Новочеркасского кафедрального собора.

Одновременно был казначеем Донского епархиального Аксайско-Богородичного братства, членом Донского епархиального училищного совета и преподавателем Закона Божия в Новочеркасской военно-фельдшерской школе и коммерческом училище.

В 1923 году овдовел. В том же году был избран епископом Нижне-Чирским, викарием Донской епархии. Нижне-Чирская кафедра вдовствовала после того, как его предшественник, епископ Николай (Орлов), скончался в царицынской тюрьме в 1922 году.

Викарный архиерей

5 октября 1923 года по принятии монашества хиротонисан во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали епископы Митрофан (Гринёв) и Иннокентий.

Видимо, как и у его предшественника, отношения с епархиальными властями в то время не были строго определёнными. Да и не успел епископ Захария провести существенных дел на своём новом поприще.

С 14 октября 1923 года — епископ Аксайский, викарий той же епархии.

В 1924 году был арестован и приговорен к двухлетнему заключению в Соловецкий лагерь особого назначения. На одной из фотографий мы находим епископа Захарию в кругу соузников: рядом сидят митрополит Евгений (Зёрнов), архиепископы Митрофан (Гринёв), Иларион (Троицкий); на другой — архиепископа Серафима (Мещерякова), епископов Павла (Введенского), Платона (Руднева), Амвросия (Полянского).

На Соловках в числе двадцати четырёх иерархов подписал 7 июня 1926 года «Памятную записку Соловецких Епископов, представленную на усмотрение Правительства», в которой предлагалось, чтобы церковь и государство неуклонно соблюдали принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести поместный собор, избрать патриарха, свободно осуществлять богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.

Затем сослан в Марийскую область, где находился в 1927—1928 годы. После освобождения ему было запрещено проживать в Донской области.

С февраля 1928 года — епископ Новоторжский, викарий Тверской епархии.

С 24 апреля 1928 года — епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии.

Архиепископ Воронежский

С 24 апреля 1929 года — архиепископ Воронежский и Задонский.

В Воронеж прибыл в пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: «Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное и земное». Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском храме, совершая богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе, затем снимал квартиры по адресам: улица Щемиловская, 21 (ныне улица Короленко), переулок Комарова, 47.

Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением будущий священномученик заслужил немалую любовь своей паствы. На богослужения архиепископа Захарии собиралось множество верующих из всех районов города и близлежащих деревень.

Поддерживал деятельность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), в 1931 году участвовал в работе Временного Патриаршего Священного Синода при нём. 19 апреля 1932 года он был награждён правом ношения креста на клобуке.

В период его управления епархией происходило массовое закрытие храмов и монастырей, многочисленные аресты и ссылки священнослужителей.

После закрытии Троицкого Смоленского собора в марте 1932 года служил в Успенском храме. И сюда к нему по-прежнему тянулись жители города и окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей за пастырским словом, советом, наставлением.
В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934-м в Воронеже два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у архиепископа Захарии останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).

Митрополит Мануил (Лемешевский), находившийся вместе с ним на Соловках, привел такую характеристику архиепископа Захарии: «Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшённый суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить».

Арест и мученическая кончина

Был арестован 23 мая 1935 года, в его квартире произведен обыск. 19 июля того же года архиепископу Захарии было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс», в распускании провокационных слухов. Обвинялся во враждебном отношении к Советской власти, обращалось внимание на его высказывания о бедственном положении крестьян в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает церкви, репрессирует священников. Единственный конкретный эпизод, на котором основывалось обвинение — проповедь в канун Пасхи 1935, в которой архиепископ, по данным следствия, сравнивал первые века христианства и современную Россию в плане гонения на верующих и их пастырей. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской церкви — священника И. С. Котова, псаломщиков П. И. Долгополова и И. Л. Назарченко, церковного старосты И. Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке. Показания других свидетелей, отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были.

В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября 1935 года спецколлегией Воронежского областного суда приговорён к 5 годам лагерей. 12 ноября 1935 года был вновь направлен в Соловецкий лагерь особого назначения.

25 ноября 1935 года уволен на покой митрополитом Сергием (то есть официально освобождён от управления епархией). Затем был этапирован в Казахстанские лагеря, где и был расстрелян.

Канонизация и почитание

На юбилейном Архиерейском соборе РПЦ, состоявшемся в Москве 13-16 августа 2000 года, архиепископ Захария был канонизирован по представлению Астанайской епархии.

Память священномученика Захарии отмечается в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников российских), 4/17 сентября (Собор Воронежских святых) и 9/22 сентября.

Его лик помещён на иконе новых святых российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в ХХ веке, написанной по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя синодальной комиссии по канонизации святых. В настоящее время она находится в Храме Христа Спасителя. Владыка изображён в 3-м ряду лика святителей с правой стороны иконы.

Семья

В его семье было семеро детей: Гавриил, Прокопий, Алексей (в монашестве Антоний, в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском), Симеон, Вера, Арсений, Ольга.

На этой неделе Новочеркасск посетила съёмочная группа компании «Первый Канал. Всемирная сеть». Гости снимают цикл передач под названием «Два дня в городе» о путешествиях, ведущих по разным регионам и городам России. Транслировать программу будут на новом канале «Поехали!».

В цикл передач вошли и путешествия по Ростовской области. В Донском регионе съёмочная группа посетила Танаис, старый базар и детскую железную дорогу в Ростове-на-Дону, Чалтырь.

Новочеркасск привлёк съёмочную группу своим знаменитым Патриаршим Вознесенским войсковым всеказачьим собором с транслируемыми в вечернее время изображениями библейской тематики на фасаде здания. Съёмочная группа осталась довольна увиденными проекциями, восхитилась богатой историей величественного храма и адресовала немало комплиментов казачьей столице.

Программа будет монтироваться в течение пары месяцев, после этого будет определено время её выхода в сетке вещания нового телеканала.

 

Съёмочная группа за работой: https://www.youtube.com/watch?v=KS4MiNoKRvQ

17 сентября 2017 года по благословению настоятеля Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора игумена Филарета (Авдюшкина) для участников клубных формирований самодеятельного народного творчества Городского Дома культуры г. Новочеркасска была организована экскурсия по храму. Целью мероприятия было рассказать экскурсантам о почти вековой истории возведения собора, его уникальном архитектурном устройстве, культурной и художественной ценности, ознакомить их с историей казачества и Донского края.

Основная тематика встречи была направлена как на историческую составляющую храма, так и на основы православного вероучения на примере фресок и икон, расположенных в соборе. В программу мероприятия также вошло посещение колокольни и храма-усыпальницы. В криптовом храме-усыпальнице было подробно рассказано о жизни архиепископа Иоанна (Доброзракова).

Организовано мероприятие помощником настоятеля собора по молодежному и миссионерскому служению Евгением Викторовичем Трушкиным и экскурсоводом краеведом-любителем Ольгой Алексеевной Жемейцевой.

17 сентября 2017 года, в день празднования Аксайской иконы Пресвятой Богородицы, в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе было совершено соборное служение Божественной литургии. Богослужение возглавил благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, которому сослужили настоятель Патриаршего собора игумен Филарет (Авдюшкин), настоятели храмов Новочеркасского благочиния и духовенство Патриаршего собора. Южный придел Вознесенского войскового собора исторически был посвящен иконе Аксайской Божией Матери Одигитрии. В день великого освящения всеказачьего храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, 14 октября 2015 года, южный придел вновь был освящен в честь Аксайского образа.

Песнопения Божественной литургии исполнил хор собора под управлением Галины Москаленко. В настоящее время составлен и благословлен к богослужебному употреблению текст службы Аксайской иконе Божией Матери. По окончании Литургии был совершен Крестный ход и возглашено многолетие Святейшему Патриарху, Главе митрополии и богохранимой стране нашей.

Со словом приветствия к благочинному и молящимся обратился настоятель Патриаршего собора игумен Филарет (Авдюшкин), выразивший благодарность всем, пришедшим разделить радость праздника и пожелавший неоскудевающей помощи Божией по молитвам Пречистой Богородицы.

В завершении богослужения, обращаясь к духовенству и молящимся, благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский отметил важность почитания Аксайского образа на Дону, как святыни, непосредственно явленной и прославленной на Донской земле. «Осмысливая сегодня происшедшее более ста лет назад чудодейственное явление избавления людей от страшной эпидемии, современному человеку трудно понять природу этого явления, трудно с полным доверием отнестись к тому, что являл и являет Господь и Пречистая Его Матерь любящим Его. Вся трагедия такового состояния в безверии, религиозной инфантильности и нежелании доверить Богу. Люди задают вопрос: почему же нынче нет массовых исцелений от недугов, почему не происходят явления чрезвычайного характера? Ответ совершенно прост – Божественная благодать может наполнить только чистые сосуды человеческих душ, она может вселиться только туда, где ее чают, ждут, доверяют и готовы отказаться от греха. Страшно сегодня осознавать, что видя весь трагизм сегодняшнего мира, находятся люди противящиеся строительству храма, находятся чиновники с двойными стандартами, находятся те, кому приятен грех во всех его проявлениях, кто с молодости не знает что такое совесть!... Но мы надеемся не на справедливость, а на милость Божию и заступничество за нас Пресвятой Богородицы. Мы обращаем наши воздыхания ко Господу: прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши», - отметил в своем слове благочинный.

Всем молящимся было преподано благословение и памятные подарки.

***

Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. С Аксайским образом Богоматери связано неоднократное исцеление людей от эпидемии холеры в разные годы.

Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году (во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет): « ...я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою и я сделался здоров и невредим». Уже на третий день после явления иконы не было ни одного смертного случая и эпидемия прекратилась.

В то же время в Новочеркасске холера свирепствовала. Поэтому Высокопреосвященный Афанасий, первый Архиепископ Донской, отправил священника Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви о. Василия Куфаева в Аксай, чтобы привезти явленную икону. Аксайская икона была выставлена в градской Николаевской церкви и перед ней непрерывно служились молебны. Затем на площади, где сейчас в Новочеркасске Александровский сад, устроили временную часовню и в ней поставили святую икону для поклонения народа. На четвертый день эпидемия в Новочеркасске полностью прекратилась!

Все эти события требовали официального признания иконы чудотворной. В 1831 году Старочеркасский благочинный о. Иоанн Красовский, в ведении которого состояла Аксайская станица, донес Высокопреосвященному Афанасию, Архиепискому Донскому, о явлении в Аксайской станице иконы Божией матери Одигитрии и что благодатию от нее была прекращена холера. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Во избежание поклонения иконе как чудотворной до официального признания ее таковой, в 1832 году, по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в соборе до 1847 года. В течение 16 лет вопрос об иконе не решался и многие забыли о ней. В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, в день умирало по 100 человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих возникла паника, они требовали расчета но, не получив, многие бежали, бросив и деньги и паспорта. Для усмирения этих рабочих прибыл начальник Войскового штаба генерал М.Г. Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу. По воспоминаниям одного из выборных, Хомутов немедленно написал два письма: одно – к Владыке Иоанну (Доброзракову), а другое – к Атаману Власову. Все выборные, бывшие у Хомутова, поехали в Новочеркасск с ходатайством взять икону для молебствия. Среди пути одному из них было видение: он заснул в повозке, да вдруг как вскрикнет: «Ой, братцы, вот она! Ко мне с неба спустилась икона Божией Матери на белом полотне, но я не успел ухватить, как она опять поднялась к небу». Подробно расспросив аксайцев, Владыка Иоанн приказал ключарю выдать им икону. По его же указанию станичники купили несколько аршин простого белого полотна и, отслужив молебен в соборе, икону на руках понесли в Аксай. В продолжении всего пути произносилась молитва: «Пресвятая Богородица, спаси нас». По ходу к шествию присоединилось более тысячи душ народа. Так сам собою образовался крестный ход. Генерал Хомутов распорядился, чтобы при приближении к станице звонить во всех церквах в колокола. Все местное духовенство и народ станицы со святыми хоругвями вышли навстречу иконе. Как вспоминал очевидец: «восторгам народа не было конца, все плакали навзрыд, молились о помиловании».

5 августа 1851года Государь Император Высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее в Аксай 1 октября.

С 1878 года были окончательно установлены сроки пребывания Аксайской иконы в Старочеркасске с 29 июля по 10 августа, и с 16 августа в городе Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской по 15 октября. Таким образом, чудотворная икона находилась вне станицы Аксайской 86 дней в году (почти четверть года).

На месте обретения Аксайской иконы 18 мая 1891 года был заложен храм. Владелец этого участка сотник Лотошников пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Дело строительства храма после смерти мужа возглавила Надежда Ефимовна Лотошникова совместно с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым. Через пять лет постройка была вчерне окончена и попечители обратились к Архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году». 6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским). Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствии иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию, икона находилась в Новочеркасском Вознесенском Кафедральном соборе.

* * *

В дни безбожного лихотетья чудотворный образ был утрачен. Вместе с тем есть некоторые свидетельства о его пребывании в США в послевоенные годы. Подтверждение данной версии встречается в зарубежной печати («Казачий исторический календарь на 1950 год»), где сообщается, что, по инициативе атамана Донской станицы в Нью-Йорке П.И. Медведева при Скорбной Сени Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке сооружена неугасимая лампада у святой иконы Аксайской Божией Матери.

С древних времён Пресвятая Богородица является Защитительницей нашей земли. По благочестивому обычаю Её Покров – самый значимый праздник Донского казачества.

Призываю паству Ростовской-на-Дону епархии помолиться вместе со мной 14 октября 2017 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачем соборе города Новочеркасска. Также, этот день в Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор будет доставлен ковчег с мощами шестидесяти новомученников Церкви Русской, который пробудет в соборе целый день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

Для участия в Божественной литургии приглашаются: члены епархиального совета, секретарь Епархиального управления, ректор Донской духовной семинарии, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, духовенство Новочеркасского благочиния.

В городе Новочеркасске в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы благословляю совершить одну Литургию в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачем соборе, о чём известить паству заблаговременно. Начало богослужения в 9:00. Сослужащему духовенству необходимо иметь при себе полное облачение. Цвет ризницы – голубая с золотом.

+ Меркурий
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Глава Донской митрополии

(Циркуляр от 13.09.2017 г.)

15 сентября 2017 года в криптовом храме-усыпальнице Покрова Божией Матери Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора состоялось совещание комитета по подготовке к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Собрание возглавил благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский. В рабочей встрече приняли участие представители исполнительной власти города, Всевеликого войска Донского, силовых структур и ведомств, руководители епархиальных отделов, задействованные в организации торжеств, клирики собора.

Собравшиеся обсудили ключевые вопросы по организации торжественных мероприятий, ответственные получили поручения. Центральной частью торжеств станет праздничная Божественная литургия в Патриаршем Вознесенском соборе, которую возглавит митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

В этот день в собор будет доставлен ковчег с мощами шестидесяти новомученников Церкви Русской, который пробудет в храме целый день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

Страница 1 из 58

Календарь

Календарь

Полезные ссылки